Основополагающий принцип методики Монтессори — обучение в индивидуальном темпе. Этот подход соответствует природе развития ребенка: все дети разные, каждый усваивает материал по-своему, а жесткое подстраивание под общий ритм нередко становится причиной стресса и потери мотивации.
Традиционная школа часто декларирует индивидуальный подход, но на практике он почти не реализуется. В классах с большим количеством учеников учителю трудно учитывать скорость и особенности каждого. В результате сильные ученики вынуждены топтаться на месте, а те, кто не успевает усваивать программу, начинают больше отставать.
В Монтессори-классе все устроено иначе:
- Ребенок сам выбирает материал, с которым хочет работать.
- Сам определяет темп — занимается столько, сколько ему нужно, без спешки и давления.
- Никто не мешает и не отвлекает — он полностью погружен в процесс.
Это создает среду, в которой обучение становится не обязанностью, а естественным развитием, основанным на интересе самого ребенка.
Монтессори-педагог может предложить ребенку новый материал, заинтересовать, но не будет настаивать, если ребенок не готов двигаться дальше. Если ребенок не проявляет интерес, это значит, что момент для освоения темы еще не настал.